Полезно

Партнеры. Инструкция по применению
Октябрь 07, 2016 Новый бизнес, Полезно Юлия Федькина

Партнеры. Шишки, грабли и светлое будущее

Партнер по бизнесу – кто это? Как его найти? Как с ним строить взаимоотношения?
Во многих бизнесах без партнеров не обойтись. И здесь кроется огромное количество шишек и грабель. Даже бывалые предприниматели не застрахованы от ошибок.
Давайте разберемся в этом очень важном и тонком вопросе.
Начнем с самого жестокого на первый взгляд утверждения – если можно построить бизнес без партнера, то лучше обойтись без партнера, привлекая наемных исполнителей, сотрудников и инвесторов.
На практике получается совсем по-другому. Для начала бизнеса требуются дополнительные ресурсы или компетенции, которых у вас может не хватать. Поэтому приходится искать партнеров.

Друг, товарищ, жена и брат

Вы что-то придумали, и первое, что приходит в голову -  привлечь близких людей. Поначалу все получается прекрасно, близкий человек с энтузиазмом начинает вам помогать, но потом начинаются проблемы.
Дело в том, что близкие отношения и отношения партнеров в бизнесе строятся на совершенно разных принципах. Далеко не каждый человек сможет разделить бизнес и личное. Начиная бизнес с близким человеком будьте готовы к тому, что вы потеряете ваши отношения.
Ссоры, обиды и недопонимания – это самое простое из того, что с вами может приключиться. Безответственность, нежелание делать, противопоставление, давление «я тут самый главный, и ты без меня не обойдешься», провокации и даже предательство. Это будет очень больно. Поэтому самое большее, что вы можете попросить  у близкого человека – поддержки, совета и в самой экстремальной ситуации – помощи.
Конечно, из любого правила есть счастливые исключения. Я лично знаю семейные пары и дружеские союзы, которые ведут совместный бизнес. Возможно, вам повезет, но лучше воздержитесь от экспериментов, если отношения вам дороги.

Товарищи-единомышленники

Еще один тип проблемного партнерства – союзы единомышленников. Здесь часто собираются однокашники, одноклассники, бывшие коллеги в основном связанные единым направлением. Это могут быть как типичные IT-шники, так и люди творческих профессий. Такое партнерство часто встречается в  start-up. Участники полны энтузиазма, очень много делают, не спят ночами. Но результаты получаются очень скромными или отрицательными. Такие бизнесы иногда доживают даже до привлечения инвестиций, но потом гибнут.
Причем обязанности и ответственность могут быть распределены, и ценности у всех похожие, и цели общие. Но самая большая проблема – отсутствие управленческих  и бизнес-компетенций, невозможность настроить нормальные бизнес-процессы. То, что хорошо для стадии «бизнеса на коленке», оказывается губительным для более серьезного развития. Участники оказываются не готовы к возрастающей степени ответственности и масштабированию.
Большая удача, если хотя бы у одного из партнеров есть определенные задатки к ведению бизнеса, он обладает лидерским потенциалом, здравым смыслом, вИдением бизнеса и готовностью принять большую ответственность.

Договор на берегу

Еще одна типичная ситуация, в которой бизнес неминуемо погибнет. Вроде все начинается хорошо – партнеры не связаны особыми дружескими отношениями, их интересы и цели совпадают. Они встретились, все обсудили, ударили по рукам и начали действовать.
Поначалу все идет хорошо, но месяца через три-четыре начинаются проблемы. Оказывается, что один партнер хотел от другого сосем не того, о чем говорил. Вернее он это говорил, но подразумевал совершенно другое. Ситуация усугубляется тем, что очень редко бизнесы начинают получать прибыль в возрасте 3-4 месяцев.
Дальше ситуация начинает развиваться классическим образом.
Сначала непонимание, потом несогласие, недовольство, досада, раздражение, потом злость, гнев, бешенство, затем ненависть, отвращение и ярость. Понятно чем дело закончится?
И все потому, что не договорились на берегу. Взаимоотношения партнеров должны быть формализованы. Необходимо заключать соглашение, в котором прописываются все вклады, права и обязанности, ответственность, роли, распределение прибыли и убытков и даже ситуация выхода одного из партнеров из бизнеса или ситуация прекращения бизнеса. Если вы наивно полагаете, что создадите ООО и обойдетесь типовым уставом – вы глубоко ошибаетесь. Формально по долям вы договоритесь, но по остальным вопросам – вряд ли. Еще сложнее, если вы пока не готовы создавать совместную компанию, а просто объединяете ресурсы для пилотного проекта.

Доверяй, но проверяй

Как же хочется верить в то, что все люди – прекрасные и порядочные. Вспоминаю фразу одного моего знакомого мультимиллионера родом из лихих 90-х: «Никому доверять на 100% нельзя.» И точка.
Это вовсе не означает, что нужно превратиться в параноика и каждого подозревать во всех страшных грехах. Приходится быть готовым к тому, что могут в лучшем случае перетянуть одеяло на себя и захватить больше власти, а в худшем отобрать бизнес.

Что делать?

На начальном этапе ваша задача сделать всё, чтобы минимизировать риск.
Неважно, как вы привлекаете партнера – среди тех, с кем уже когда-то имели дело, по рекомендации или даже просто находите в процессе нетворкинга, можете проверить репутацию человека. Не стесняйтесь – в этом ничего стыдного нет. Отсутствие объективной информации о человеке может вам стоить впоследствии невероятно дорого.
Наведите справки, спросите у тех, с кем ваш потенциальный партнер взаимодействовал или вел бизнес, есть ли у него финансовые проблемы или какая-либо зависимость. Вы можете узнать много интересного. Главное – узнайте это до того, как решились работать с этим человеком.
Проведите, наконец, простейший тест – позавтракайте с ним, пообедайте с ним, поиграйте с ним. Почему так? В еде и в игре человек проявляется лучшим образом. Вы быстро поймете, устраивает вас человек или нет. Во что поиграть? Выбирайте интеллектуальную игру, в которой можно увидеть, как человек строит стратегию, азартен ли он или осторожно оценивает риски, настроен на получение быстрого маленького результата или готов играть долго, но за большой результат.

Удар в сердце. Если оказался вдруг…

И, пожалуй, самая страшное, если проверенный годами партнер оказался вдруг… Все мы - люди, и в разные периоды жизни может приключиться разное.
Игорь Манн говорит так: «О партнёре нужно заботиться».
С партнером у вас общее дело, общий бизнес. И нужно обладать не только деловой хваткой и бизнес-компетенциями, но и большим эмоциональным интеллектом и мудростью. Помимо бизнеса могут возникать разные ситуации, когда партнер объективно может стать бомбой замедленного действия. Он может заболеть, у него в семье могут случиться неприятности, может возникнуть другая проблема. И задача другого партнера отреагировать, позаботиться и помочь. Если между партнерами нет доверительных отношений, то такие вещи могут вылиться в огромные проблемы.
Один мой давний приятель потерял серьезный бизнес из-за того, что рейдеры надавили на его партнера, а тот не сумел поделиться возникшей ситуацией.
С партнером нужно быть честным, особенно в отношении бизнеса. При возникновении малейшего недопонимания нужно обязательно встречаться и договариваться.

Большой, знаменитый, опытный

Начинающему предпринимателю приходится нелегко, и одна из возможностей – пригласить в партнеры более опытного, имеющего больше ресурсов. Хорошо, когда есть человек, способный в любой момент вложить финансовые средства в предприятие. А так же использовать свой ценный опыт для получения прибыли. Здесь уже вам придется доказывать, что вы - именно тот партнер, с которым стоит иметь дело.
Однако, что будет, если партнерство распадется? Ответ прост: тот, у кого опыта больше, заберет всю прибыль, а менее опытный сможет забрать только горький опыт.
Опять же, могут быть счастливые исключения. И такие примеры есть, и особенно успешные, когда наставник создает бизнес со своими учениками. Здесь общие ценности, общие цели и общее понятийное поле. Наставник выступает в качестве ресурсного центра, а ученик вкладывает свою энергию и новые знания, развивая проект в полноценный бизнес.

Иллюзии про инвесторов

Довольно часто происходит так – один из партнеров просто вкладывает деньги. Запомните – это не партнер, это – инвестор, а взаимоотношения с инвестором нужно строить по-другому.
Инвестору интересно вернуть свои деньги и получить прибыль. И именно это является его главной целью. Как вы это обеспечивать прибыльность бизнеса, его интересует мало, он сам вряд ли будет участвовать в развитии. Поэтому будьте готовы, что со временем вам придется выкупать это долю бизнеса или искать нового совладельца, которому может быть очень захочется поучаствовать в управлении. Иногда это заканчивается не так, как хочется вам.
Как и в любом правиле, здесь есть исключения. Фонды венчурных инвестиций часто открывают бизнес-акселераторы для того, чтобы более эффективно управлять своими подопечными проектами. В этом случае участники помимо финансирования, получают консультационную и информационную поддержку. Шансы молодого бизнес-проекта на выживание становятся значительно выше.

Обхитрить и откусить

Еще одна крайность, когда инициатор партнерства не настроен на win-win. Считая изначально, что он все придумал, значит он может устанавливать правила игры. Привлекает партнеров, все гладко и красиво рассказывает, убеждает и… когда партнеры соглашаются и вкладываются, начинает себя вести не самым лучшим образом. В довольно безобидном случае нарушает договоренности, сам много говорит об ответственности, но для себя делает особые допущения. Или всячески старается показать, что он делает очень много, а все остальные – просто валяют дурака, предъявляет завышенные требования, настаивает на немедленном масштабировании или начинает считать, кто больше сделал. В худшем – просто выдавит вас из бизнеса, и вы потеряете деньги и время.

Как распознать?

Такой человек старается договариваться устно, не заключая формализованных соглашений. Если вы уже что-то вложили, то постарайтесь все-таки добиться заключения договора. Если переговоры еще не закончены, то без договора не вступайте в проект. Иначе неминуемо проиграете. И обязательно проверьте репутацию вашего предполагаемого партнера.

ИТОГО
О партнерстве можно говорить очень много и долго. Давайте для этой статьи подведем итог:

  1. Партнерство основано на обоюдной выгоде.
  2. Партнеры заключают между собой соглашение в письменном виде.
  3. Перед принятием решения узнайте о предполагаемом партнере максимум информации.
  4. Ценности партнеров, цели, ожидания от бизнеса и взгляды на ведение бизнеса должны в целом совпадать. Возможны временные расхождения, это совершенно нормально. Но в основных вопросах должно быть общее мнение.
  5. Партнеры придерживаются общей стратегии развития бизнеса.
  6. Близкие отношения в большинстве случаев мешают партнерству.
  7. Партнеры дополняют друг друга.
  8. Партнеры заботятся друг о друге.

Успешного вам бизнеса с надежными партнерами!

Назад Следующая
Важные рекомендации
client name
Спецпредложение! Вы постоянно находитесь внутри своего бизнеса и часто не замечаете важные вещи. Внешний взгляд позволяет быстро выяснить, чего не хватает в вашем бизнесе, и что можно улучшить.
Хотите узнать объективное состояния вашего бизнеса на текущий момент времени и рекомендации, как активировать точки роста вашего бизнеса?
Получить спецпредложение
Tags
Оставьте комментарий

Top