Брендинг
КАК КОРАБЛЬ НАЗОВЕШЬ… КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБОК ПРИ РАЗРАБОТКЕ НАЗВАНИЯ КОМПАНИИ, БРЕНДА, ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ?
Казалось бы, что может быть проще – придумать имя. В случае обладания хорошим словарным запасом и фантазией проблем не должно возникнуть. Но за кажущейся простотой скрывается сложный и многогранный процесс, результатом которого станет название. И именно это название во многом определит успех (или провал) вашего бренда, компании, товара, услуги.Удачно созданное имя значитель но повышает шансы на успех при выходе на рынок и рациональное использование бюджета на продвижение.
Ежедневно придумывается масса имен, запускаются новые продукты, регистрируются новые компании. Но только малая часть из них становится заметными, великими, лидерами.
Даже если вы не планируете покорение мира и превращения в транснациональную корпорацию (хотя, как знать, может быть, это случится именно у вас), вам необ ходимо удачно выйти на рынок на первом этапе и получить клиентов, которые будут у вас покупать. По этому отнеситесь к задаче со всей ответственностью, чтобы избежать элементарных ошибок, а также напрасной траты времени и денег.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Для начала определите цели и задачи. Для чего вы создаете это имя и какие задачи ему предстоит решать? Сколько времени предстоит существовать вашему имени?
Если вы разрабатываете название компании или бренда, то нужно заранее подумать о том, что ему предстоит долгая и счастливая жизнь. Если вы создаете название для ситуационного продукта, который вдруг получает потрясающий вертикальный взлет, иррациональный покупательский интерес, а затем обречен на забвение, и вы это прекрасно осознаете, то здесь критерии будут совершенно другими.
И сразу задайте критерии, что для решения этих задач будет наилучшим результатом. Так вы изначально зададите границы, чтобы ваши дальнейшие креативные работы не пошли в неверном направлении:
- для какого объекта вы создаете имя – для компании, для продукта, для бренда, для продуктовой линейки, для услуги и т. д.;
- сколько времени будет жить это имя;
- нужно ли его впоследствии регистрировать в качестве товарного знака или жизненный цикл будет так короток, что это не понадобится;
- какие цели и задачи будет выполнять это новое имя.
После ответа на эти вопросы переходите к… целевой аудитории. Именно для нее это название создается.
Первое, что придется сделать, – описать целевую аудиторию, которой будет адресовано ваше название.
Современное описание целевой аудитории – это не социально-демографические характеристики. Вам важно описать потребности и задачи, которые ваша аудитория будет решать с помощью вашего бренда/продукта/ компании.
Об этом говорят много, но часто данный этап опускается либо выдумывается из головы. Не пытайтесь решить за целевую аудиторию. Лучше узнайте о ней как можно больше.
Именно в таком случае то, что вы потом создадите, будет восприниматься должным образом, и вы потратите меньше усилий на продвижение.
На основе знаний о целевой аудитории и тех целей и задач, которые вы обозначили, можно приступать к разработке позиционирования вашего объекта, для которого вы создаете имя.
Здесь нужно сразу оговориться. Если вы создаете имя бренда или продукта, позиционирование вам понадобится обязательно. Если вы создаете название компании, то здесь, с одной стороны, задача проще, а с другой – сложнее. Для начала ответьте на вопрос – название вашего юридического лица будет техническим или будет использоваться в качестве бренда?
Если выбирается техническое название, то не забывайте о том, что его также будет видеть множество контактных лиц, особенно на документах, в описаниях продуктов, где реквизиты изготовителя должны присутствовать обязательно.
Согласитесь, когда ваш покупатель или клиент вдруг случайно увидит, что ваше юридическое лицо имеет название «Чернозатонский кооператив лесозаготовщиков» или «Салон красоты Лилия», а вы занимаетесь поставкой серьезного оборудования, у ваших контрагентов могут возникнуть дополнительные вопросы – насколько вы надежный партнер.
Бывают случаи, когда техническое название создавать необходимо, и оно будет длинным, но при этом будет редко фигурировать в коммуникациях, даже в деловых. Такие названия создаются для некоммерческих организаций и связаны с юридическими особенностями регистрации таких организаций.
Создавая техническое название для юридического лица, действуйте с учетом не только специфики вашей текущей деятельности, но и долгосрочной перспективы.
Когда вы разработали позиционирование, ваша задача значительно упрощается. Позиционирование будет одним из проверочных критериев, который поможет вам выбрать наиболее подходящий вариант.
Какие еще критерии вам понадобятся?
Требования к названию достаточно просты:
- точность,
- емкость,
- краткость,
- эмоциональность,
- благозвучие,
- уникальность,
- легкость идентификации.
В идеальном случае пригласите брендинговое агентство, которое профессионально решит ваши задачи. Поэтому вся ранее собранная и сформулированная информация станет основой брифа.
Чаще случается другая ситуация – вы решаете, что дешевле и эффективнее придумать имя самостоятельно. Ситуации разные – вы только начинаете, и у вас просто нет бюджета, или у вас нет бюджета на разработку имени, а есть только на дизайн. Поэтому, приступая к самостоятельной разработке, помните о рисках, которые подстерегают вас на каждом шагу.
Здесь и начинается самое интересное.
Юлия Федькина
Управляющий партнер BMB-Consulting
Оставьте ваши контактные данные и получите наши интересные и полезные материалы :
Хотите узнать объективное состояния вашего бизнеса на текущий момент времени и рекомендации, как активировать точки роста вашего бизнеса?
Оставьте ваши контактные данные и получите специальное предложение :