Брендинг
Начало статьи →
Перечень оснований для отказа в регистрации достаточно широк. На первый взгляд все понятно, но на практике получается по-другому.
Часто встречаются обозначения, соответствие которых закону не удается оценить однозначно. Например, является ли обозначение «ИДЕАЛ», заявленное в отношении товара — подсолнечное масло, указывающим на качество товара? Эксперты разных инстанций, в том числе, судебных, пытались ответить на этот вопрос, давая взаимоисключающие оценки.
Все заявки на регистрацию товарных знаков требуют предварительного исследования на соответствие требованиям, установленным законом.
Это необходимо для того, чтобы в случае несоответствия каким-либо требованиям можно было внести изменения и устранить препятствия еще до подачи заявки.
Поэтому стоит обратиться к патентному поверенному, которые являются опытными специалистами по анализу соответствия обозначений и подскажут, как его можно изменить будущий товарный знак с минимальными потерями графических, семантических и фонетических особенностей, чтобы с максимальной степенью вероятности соответствовать установленным законом требованиям.
Что делать, если вам пришло уведомление с мотивами отказа или отказ в регистрации?
Ситуации бывают разные. Ошибку могли допустить вы, эксперт мог ошибиться в своих выводах, а может эксперт перестраховался и предлагает вам «диалог», чтобы вы разрешили его сомнения.
Оценка соответствия заявленного к регистрации товарного знака требует не только знания закона и правил, но и знания практики предоставления правовой охраны, большого опыта работы в этой сфере.
(источник - http://www.copyright.ru/ru/library/stati_knigi/promishlennaya_sobstvennost/promishlennaya_sobstvennost_patent/registratsiya_tovarny_znak_znak_obsluzhivaniya/#5.1.2)
Поэтому лучше обратиться к патентным поверенным, которые имеют большой опыт подачи возражений, помогут отстоят ваше обозначение или подскажут, какие шаги нужно предпринять, чтобы снять возражения. Особенно если обнаружен сходный товарный знак.
Конечно, потрачены время и деньги на разработку. Но иногда дешевле внести изменения в ваш, чем долго выяснять отношения с владельцем сходного знака.
Случай из практики. Для бренда МТУ-Информ придумали отличный слоган «Соединяем. С успехом.» и приняли решение зарегистрировать его в качестве словесного товарного знака. Однако, в регистрации было отказано, поскольку обозначение было признано экспертом неохраноспособным. Попытки доказать эксперту, что смысл уникален, не привели к результату.
В результате, после долгих консультаций с патентными поверенными, словосочетание было включено в фирменный блок. Попыток использовать этот слоган кем-нибудь другим не было.
Дело не только в юридических тонкостях правообладания.
Профессиональное сообщество тщательно следит за промахами коллег по цеху и радостно обсуждает похожие логотипы.
Самый неблагоприятный случай - когда вы уже начали продвижение, и ваша кампания проходит успешно, экспертиза ФИПС отклоняет заявку. Неужели придется все менять?
Или лучше дожидаться, когда закончится регистрация?
Риск присутствует всегда. Снизить степень риска можно, если привлекать к разработке хороших разработчиков, которые профессионально занимаются разработкой брендов.
Попытки сэкономить, привлечь фрилансеров или создать самостоятельно, часто повышают риск получить отказ в регистрации.
Необходимо на этапе разработки убедиться, что ваш будущий бренд действительно уникален, и получить результаты формальной экспертизы. Как правило, на втором этапе регистрации риск получить отказ или замечания по причине сходного знака гораздо ниже.
На третьем этапе происходит собственно регистрация товарного знака и оформляется свидетельство. Наконец, через год (чуть больше или чуть меньше) ваш товарный знак юридически защищен.
Стоимость регистрации товарных знаков складывается из государственной пошлины, которую вы уплачиваете поэтапно, и стоимости услуг патентного поверенного.
Почему лучше воспользоваться услугами патентного поверенного?
Патентный поверенный правильно оформит заявку, подберет все классы МКТУ, соответствующие вашей деятельности, будет вести переговоры с ФИПС, если в процессе регистрации обнаружится, что ваш новый товарный знак похож на другой, поможет провести переговоры с правообладателем сходного знака. Если вы не являетесь конкурентами, правообладатель сходного знака может дать вам разрешение, и препятствия для регистрации будут устранены.
Если разрешение получить невозможно, придется переделывать товарный знак.
Срок действия правовой охраны зарегистрированного товарного знака – 10 лет. Тем не менее регистрация и правовая охрана могут быть прекращены раньше по следующим причинам:
1. Правовая охрана была предоставлена ошибочно, с нарушением установленных законом требований к товарным знакам или к лицу, являющемуся владельцем товарного знака. Так происходит, если обозначение способно ввести потребителей в заблуждение или регистрация произведена на физическое лицо, не ведущее предпринимательскую деятельность.
2. Действия правообладателя, связанные с регистрацией товарного знака, признаны в установленном законом порядке актом недобросовестной конкуренции. В этом случае регистрация может быть оспорена заинтересованными лицами через подачу возражения в Палату по патентным спорам. Если такое возражение примут, то регистрация будет признана недействительной и охрана товарного знака прекратится
3. Правообладатель отказался от охраны. Например, прекратил производство продукции или отказался от продвижения бренда.
4. На основании решения о досрочном прекращении регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием. Если в течение трех лет товарный знак никак не используется, любое заинтересованное лицо может обратиться с требованием о досрочном прекращении регистрации.
5. В случае ликвидации правообладателя — юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности правообладателем — физическим лицом.
Источник - http://www.copyright.ru/ru/library/stati_knigi/promishlennaya_sobstvennost/promishlennaya_sobstvennost_patent/registratsiya_tovarny_znak_znak_obsluzhivaniya/
В чем преимущество исключительного права на зарегистрированный товарный знак?
Исключительное право состоит в том, что ваша компания, как правообладатель, имеет право использовать свой товарный знак и запрещать его использование другим лицам.
Законом установлено, что никто не может использовать охраняемый в России товарный знак без разрешения правообладателя.
Нарушением исключительного права признается использование как самого зарегистрированного товарного знака, так и сходного с ним до степени смешения.
Использование запрещено как на товарах/услугах, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, так и в отношении однородных товаров/услуг.
Под использованием закон понимает:
- использование на самих товарах, а также использование на этикетках и упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории России, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию России.
- использование при выполнении работ/оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров,
- использование в сети интернет, в том числе в доменных именах и и при других способах адресации.
Источник - http://www.copyright.ru/ru/library/stati_knigi/promishlennaya_sobstvennost/promishlennaya_sobstvennost_patent/registratsiya_tovarny_znak_znak_obsluzhivaniya/
Товары, этикетки и упаковки товаров, на которых используется чужой товарный знак, считаются контрафактными.
Если вы не давали разрешения на использование вашего законно зарегистрированного товарного знака, вы можете для начала предъявить претензию и требования прекратить незаконное использование. Если ваши действия не возымели эффекта, обращайтесь в суд и требуйте прекращения незаконного использования вашего товарного знака, а также возмещения нанесенного вам ущерба и возмещения незаконно полученного дохода.
В данных по обобщенной судебной практике чаще всего присутствуют случаи защиты от незаконного использования товарных знаков и выпуска контрафактной продукции.
Источники http://10aas.arbitr.ru/welcome/show/633200051/341,
https://www.copyright.ru/ru/library/sudebnay_praktika/tovarnye_znaki/
Если вы обнаружили случаи незаконного использования товарного знака и сомневаетесь, как вам поступить, можете обратиться в Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН - Лаборатория социологической экспертизы , чтобы убедиться, действительно ли ваши права нарушаются, в какой части и какая правовая защита вам понадобится.
http://socexpertiza.ru/sociology.php
Среди товарных знаков есть общеизвестные. На текущий момент в России таких 190 (Источник http://socexpertiza.ru/tablitsa.php)
Чтобы товарный знак признали общеизвестным, он должен отвечать трем основным требованиям, соглесно требованиям статьи 1508 ГК РФ:
-
интенсивно и постоянно использоваться в России
-
быть известным широкому кругу потребителей соответствующих товаров на испрашиваемую дату регистрации
-
обладать стойкой ассоциацией с заявителем.
В списке общеихвестных товарных знаков вы найдете МТС, Третьяковскую Галерею, Яндекс, Альфа-банк.
Какие преимущества дает общеизвестный товарный знак
«1. Бессрочное действие права.
2. Защита во всех классах МКТУ (охрана распространяется на неоднородные товары, если использование другим лицом общеизвестного товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права и может ущемить законные интересы последнего).
3. Возможность ретроспективы (приоритет на общеизвестный товарный знак можно установить ранее даты выдачи Свидетельства).
4. Получение денежной компенсации или возможности прекращения защиты оспариваемого обозначения при победе общеизвестного товарного знака.
5. Снижение издержек и рисков, связанных с регулярным продлением прав, рестайлингом, ребрендингом слиянием или поглощением компаний.
6. Увеличение количества решений, вынесенных в пользу общеизвестных знаков, в два раза по сравнению с остальными.
7. Уменьшения количества подделок и, как следствие, рост продаж.
8. Повышение стоимости компании при продаже.
9. Появление pr-повода для освещения его в СМИ.
10. Регистрация обозначения, которое длительное время используется в качестве товарного знака, но не имеет правовой охраны на территории России.»
Источник http://socexpertiza.ru/famous.php
Для чего все эти сведения бренд-менеджеру или маркетологу, который управляет брендами?
Как профессионалу, вам нужно знать, какие шаги необходимо предпринять и какие ресурсы необходимо привлечь, чтобы обеспечить надежную защиту вашему бренду.
В следующих статьях мы поговорим об авторских и смежных правах в бренд-коммуникациях, в рекламе и о том, как защитить контент сайта.
Первоисточник - https://grebennikon.ru/article-y5vt.html
Источники, использованные при написании статьи:
- ГК РФ, часть 4, раздел 7
- www.copyright.ru
- www.fips.ru
- www.mktu.info
- www.wipo.int
- www.linkmark.ru
- www.10aas.arbitr.ru
- www.socexpertiza.ru
Вы можете получать полезные и интересные статьи для Вашего бизнеса или читать их в нашем блоге
Оставьте ваши контактные данные и получите наши интересные и полезные материалы :
Хотите узнать объективное состояния вашего бизнеса на текущий момент времени и рекомендации, как активировать точки роста вашего бизнеса?
Оставьте ваши контактные данные и получите специальное предложение :